І
Выдающиеся события
Афоризмы Конфуция
Книга «Беседы и суждения», созданная учениками Конфуция, стоит
в одном ряду с лучшими сочинениями античных философов. Она написана
простым языком, поэтому не надо быть глубоким знатоком китайской
философии, чтобы понять этот текст.
К т о со здал к н и гу ?
К
нига, рассказывающая о жизни и мировоз-
зрении Учителя Куна, состоит из 20 глав.
Название каждой из них — первые два слова в
последующем тексте. Таким образом, по заго-
ловку нельзя точно понять, о чем пойдет речь
в разделе, что создает впечатление хаотично-
сти выбора тем.
Работа представляет собой собрание заме-
ток и изречений, записанных учениками Кон-
фуция. Один из них даже сообщает, как был
одет учитель в тот или иной день. Со времени
составления книга почти не претерпела изме-
нений. Но кто собрал воедино эти записи?
Поскольку они содержат по большей части
изречения, высказанные Конфуцием во вре-
мя странствий, возможным составителем кни-
▼ Мо-цзы (V век до н. э.) — философ, посвятивший свою
жизнь воплощению идеалов Конфуция и распространению
Свиток эпохи Мин. На нем изображены сюжеты из жизни
Конфуция и двадцати его учеников.
ги считают Янь Юаня. В те годы он был молод, и
Конфуций возлагал на него большие надежды.
Очевидно, что не последнюю роль сыграл и
Цзы-гун. Янь Юань и Цзы-лу скончались рань-
ше Конфуция, так что книгу завершил и отре-
дактировал именно Цзы-гун. После смерти
учителя многие из его учеников носили траур
по нему три года, Цзы-гун же — шесть лет.
О бл и к У ч и тел я
По большому счету нельзя быть уверенным
в том, что хоть одно слово в «Беседах и сужде-
ниях» принадлежит Конфуцию. Но нет основа-
ний и отрицать это. Ученики старались запи-
сывать во всех подробностях, как проходил
день философа, чтобы на простых примерах
показать, что его повседневная жизнь была
неотделима от его учения. Взять, например,
такую запись: «Когда у него сгорела конюшня,
Учитель спросил: "Никто не пострадал?" О ло-
шадях не спросил».
В своих привычках Конфуций избегал излиш-
ней роскоши и неумеренности. Всю свою жизнь
он подчинял «ритуалу»: для китайца это означа-
ет следование благородному порядку, делаю-
щему жизнь человека созвучной воле Неба, то
есть мировой гармонии. Вот каким, к примеру,
было его отношение к еде: «Он не ел пищу, из-
менившую свой цвет, и пищу, источавшую дур-
ной запах.
.. не ел плохо приготовленную пищу
и никогда не вкушал в неурочное время.
.. не
ел больше, чем следовало. Даже если его пища
состояла из неочищенного риса и овощной по-
хлебки, он обязательно со всей почтительно-
стью подносил часть ее предкам.
.. Только в пи-
тии вина он не имел твердых правил, однако же
никогда не бывал пьян».
предыдущая страница 19 046. Конфуций читать онлайн следующая страница 21 046. Конфуций читать онлайн Домой Выключить/включить текст