ни, а предлагает направление, над которым
надо размышлять, истолковывая его сообраз-
но ситуации.
Ч ел о ве ч н о ст ь
Помимо «благородного мужа», ключевыми
понятиями «Бесед и суждений» являются прин-
ципы добродетели, ритуала, справедливости,
мудрости, доброго намерения и человечно-
сти. Последнее занимает в тексте централь-
ное место. Из 492 главок «Бесед и суждений»
58 так или иначе касаются человечности.
Какой смысл вкладывал в это слово Конфу-
ций? Известно, что, когда ученики спрашива-
ли его об этом, он отвечал не одинаково. К
примеру, Янь Юаню мудрец сказал, что чело-
вечность значит «быть кротким по отношению
к другим», а другой ученик узнал, что «следует
делать другим то, что ты желаешь себе». Кон-
фуций верил: «Тот, кто учится, не размышляя,
впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет,
не желая учиться, попадает в беду». Поэтому
он давал разные ответы на один и тот же во-
прос, помогая таким образом слушателю най-
ти свою дорогу к Праведному пути.
По большому счету, следование всем выше-
указанным понятиям, связанным друг с дру-
гом и образующим единую систему, и форми-
рует Праведный путь.
Конфуций никогда не стремился к богатству:
«Ученый, взыскующий Пути и при этом стыдя-
щийся своей ветхой одежды и грубой пищи! Я
не знаю, о чем тут и говорить.
..» При этом он
не отрицал материальных средств как тако-
вых, но считал необходимым при их распреде-
лении руководствоваться тем же принципом
человечности: «Благородный муж помогает
Конфуций 8 окружении десяти
любимых учеников.
нуждающимся, но не обогащает богатых!» Из-
вестен такой эпизод: Конфуций назначил соб-
ственному управляющему очень большое жа-
лованье, а когда тот отказался его принять, по-
советовал ему согласиться, но раздать часть
бедным.
Не стоит забывать, что, несмотря на кажу-
щуюся простоту, каждый принцип Конфуция
представляет собой сложную понятийную си-
стему. Даже их перевод на европейские языки
является очень условным: традиционная куль-
тура Древнего Китая не укладывается в рамки
западного мышления. Но при этом даже чело-
век, бесконечно далекий от тонкостей китай-
ской философии, может немало почерпнуть
для себя, познакомившись с «Беседами и суж-
дениями».
▼ Во время культурной революции (1966— 1976) Конфуций был заклеймен как реакционер.
предыдущая страница 21 046. Конфуций читать онлайн следующая страница 23 046. Конфуций читать онлайн Домой Выключить/включить текст