Итоги
По стране возникло множество конфуци-
анских школ и сект, а во времена государства
Юань (XIII—XIV века) все потомки Конфуция
были включены в число знати. Позднее, при
сдаче экзаменов на государственные посты,
чиновники-соискатели должны были проде-
монстрировать хорошее знание заповедей
конфуцианства.
Так учение Конфуция превратилось в офи-
циальную идеологию, так что его принци-
пы легли в основу последующего развития
культуры Китая, став одной из неотъемле-
мых частей китайской государственности.
В Японию
Поскольку Китай оказывал огромное влия-
ние на всю Восточную Азию, неудивитель-
но, что конфуцианство распространилось в
соседних странах — в Корее, Японии и Син-
гапуре.
В Японию конфуцианство впервые попало
в VI веке из Кореи и развивалось там наряду
с буддизмом. Позднее Япония заимствовала
у Китая систему государственного устрой-
ства, что способствовало росту влияния уче-
ния Конфуция на японское общество.
Но оно не могло соперничать с буддизмом
и изучалось монахами и знатью только как
философский предмет. В XVII веке при сё-
гунате Токугава наследие Конфуция начали
преподавать не только воинам и монахам,
но и простолюдинам.
▼ Конфуцианский храм Юсима в Японии.
Однако жизнь заставляла Китай искать пу-
ти к переменам. Одним из лидеров движе-
ния к модернизации стал Ку И, сравнивав-
ший Конфуция с Иисусом Христом и утверж-
давшим, что учение Конфуция несет Китаю
мир и благоденствие.
В начале XX века отношение китайцев к
конфуцианству стало меняться. Некоторые
интеллектуалы говорили о необходимости
избавиться от него как от реакционной фи-
лософии, мешающей прогрессу. Другие на-
стаивали на переосмыслении конфуциан-
^ Князь Сётоку, много сделавший
для распространения конфуцианства
О чередное переосмысление
в Японии.
х
1
В Китае конфуцианство очень тесно спле-
лось с государственностью. Из-за этого ки-
тайцы долгое время считали, что конфуци-
анство намного превосходит любую фило-
софскую или религиозную систему Запада
и не воспринимали европейские взгляды и
ценности.
А Демонстрация хунвейбинов в Шанхае.
Сегодняшнее мировоззрение среднего
японца представляет собой сочетание буд-
дизма, синтоизма, конфуцианства и запад-
ных ценностей.
предыдущая страница 29 046. Конфуций читать онлайн следующая страница 31 046. Конфуций читать онлайн Домой Выключить/включить текст