Выдающиеся события
I
-*• Этот лермонтовский портрет
был написан П. Заболотским в
год смерти Пушкина.
1836
ГОДУ ВЫПОЛНИЛ ряд пе-
реводов русских песен на
французский язык. Но апо-
феозом пушкинской «фоль-
клористики» стало создание
цикла сказок — оно отно-
сится ко второй Болдинской
осени (1833). Эти сказки яви-
лись квинтэссенцией свет-
лой пушкинской «детско-
сти», в которой и следует
искать истоки потрясающей
гармоничности
Пушкина-
поэта и Пушкина-человека.
Пушкин был убежден: «Раз-
говорный язык простого на-
рода достоин глубочайших
исследований».
«Вслуши-
вайтесь в простонародные
наречия, — призывал он со-
временников, — вы в них
можете научиться многому, чего не найдете в
наших журналах».
П уш к и н -п р о з а и к
Настоящая русская проза началась с Пуш-
кина. В первых прозаических опытах он ори-
ентировался, вероятнее всего, на Вольтера.
Во всяком случае, известна ранняя (1822 го-
ж Иллюстрация И. Билибина к
д а ) з а пИСЬ П уШ КИНа: «ВоЛЬТер МОЖеТ ПОЧеСТЬ-
пушкинской «Сказке о золотом
петушке».
ся лучшим образцом благоразумного слога.
..
Точность и краткость — вот
первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и мыс-
лей — блестящие выраже-
ния ни к чему не служат. Сти-
хи другое дело.
..» В фор-
мальном смысле Пушкин
этим установкам в собствен-
ной прозе не изменял ни-
когда, но при этом создал
абсолютно
национальные
образцы в этом жанре. Тут
много странного — в осно-
ве пушкинских повестей и
романов лежит как будто
анекдот, рассказанный не
без мелодраматических на-
жимов (они очевидны и в
н н а - с ы а
1
Н а Д в о р і сила к о н ь ,
цард ванъ Двора,
^
ноуаНо;
Нс м4уа«гк Ии скд^кЙ снаУА/»а?
«Повестях Белкина», и в «Дубровском», и в «Ка-
питанской дочке»), однако в процессе твор-
чества происходит волшебство превраще-
ния анекдота в «бытие», размыкающее тесные
рамки «быта». Толстой отмечал в своем днев-
нике: «Проза Пушкина гола как-то», — но ны-
не эта обнаженная художественность не вос-
принимается как недостаток. Читаются проза-
ические вещи Пушкина на одном дыхании — и
детьми, и взрослыми, и это тоже одно из дока-
зательств их величия: известно, что самые се-
рьезные произведения великих писателей с
течением времени преодолевают заданные
изначально возрастные границы, становясь
универсальными.
Н асл ед н и ки
В наследники Пушкина просится вся рус-
ская литература — его именем клялись и
Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский, и все
крупные писатели XX века. Но это наслед-
ство опосредованное, не по прямой. По
большому счету, Пушкин одинок, уникален.
Уникален тем удивительным равновесием
гармонии, которое не изменяло ему на са-
мых бесшабашных поворотах его судьбы,
в самых прискорбных заблуждениях. По-
сле него пошли «расколы» и «разлады», ду-
шевные муки, ненадежные воспарения и не-
окончательные падения. По точному сло-
ву Д. Святополка-Мирского, для тех, кто шел
вслед за Пушкиным, «культ Пушкина был
культом потерянного рая».
▼ Иллюстрация Б. Григорьева к повести Пушкина
«Дубровский», издание 1912 года.
предыдущая страница 21 050. Александр Пушкин читать онлайн следующая страница 23 050. Александр Пушкин читать онлайн Домой Выключить/включить текст