Жан Анри Фабр
I
что есть в научной прозе, с доступностью
изложения.
Но так как Фабр не был вхож в универси-
тетские круги и в его книгах отсутствовал
справочный аппарат, первый признак се-
рьезной научной литературы, то академи-
ческий мир не признавал работ энтомолога.
В ответ Фабр выпускал очередные тома «Эн-
томологических воспоминаний», не ища его
одобрения.
«Воспоминания» нашли своих читателей
благодаря прекрасному литературному сти-
лю Фабра. Он писал в непринужденной —
почти разговорной — манере, делая свои
мысли понятными для аудитории. Читая кни-
ги Фабра, представляешь себе немолодого
преподавателя, стоящего перед аудиторией
и с увлечением рассказывающего о мире на-
секомых. Работая над «Энтомологическими
воспоминаниями», ученый постарался пи-
сать просто и понятно, что, по его мнению,
не было свойственно трудам академических
ученых.
Не в последнюю очередь из-за легкости из-
ложения «Энтомологические воспоминания»
имели долгую жизнь и неоднократно пере-
издавались во многих странах мира. Видные
литераторы — например, Ромен Роллан —
хвалили труд Фабра. Виктор Гюго, к примеру,
назвал ученого «Гомером насекомых». Конеч-
но, книга по энтомологии не может являть-
ся высшим образцом литературного творче-
ства, но фабровский стиль в сочетании с ин-
формативностью нравится читателям.
А н т р о п о м о р ф и з м
Отличительной чертой прозы Фабра явля-
ется наделение насекомых антропоморфны-
ми чертами: автор пишет так, будто допод-
линно знает, что происходит в сознании на-
секомого. Например, он рассказывает, как
зовет на помощь пойманная цикада, или
пространно повествует, как навозный жук
скатывает экскременты других животных в
шарик и толкает его к гнезду. К несчастью,
на пути жука возникает крутой подъем. И
тут Фабр начинает подбадривать навозника,
изо всех сил старающегося затолкать вверх
свой шарик. Кажется, что автор обращается