Жан Анри Фабр
I
Ф а б р и э ко л о ги я
Между тем, такой пренебрежительный под-
ход является глубоко ошибочным. В своих
книгах Фабр всячески подчеркивал, что изу-
чение жизни насекомых для него было спо-
собом самопознания, и именно к этому он
приглашал своих читателей. Фабр очень ра-
но почувствовал, что наука все более и более
превращается в нечто бездуховное, в отделен-
ную от познающего истину человека абстракт-
ную сумму фактов. Так называемое «объектив-
ное знание» и научный прогресс сами по себе
попросту опасны, и люди осознали это толь-
ко во второй половине XX века, когда хищни-
ческое использование природных богатств
привело к массовому разрушению природных
ландшафтов и к гибели сотен и тысяч биологи-
ческих видов.
Отходы человеческой жизнедеятельности
и изобретенные людьми яды смертельны для
Л " ■
—
время. Только в 1930-е годы сформировалась
этология — область биологии, ставящая сво-
ей целью изучение поведения животных. В это
время биологи начали проводить массовые
полевые исследования не с целью пополнять
свои музейные коллекции и зоопарки, а стре-
мясь наблюдать животных на воле. Ныне Фабр
официально признается одним из основопо-
ложников этологии.
Разумеется, современное естествознание —
в том числе и биология — распалось на мно-
жество почти не связанных друг с другом на-
учных направлений, и потому с высот (высот
ли?) молекулярной биологии и тому подобных
весьма изощренных дисциплин простое на-
А Фабр считал, что опыты по
естествознанию должны стать
неотъемлемой частью школьного
образования.
«Всякий раз, когда я читаю
хорошие книги, горизонты
моей души раздвигаются»
блюдение за букашками, чему посвятил свою
жизнь Жан Анри Фабр, может показаться мел-
ким и ничтожным занятием: мол, его последо-
ватели занимаются пустяковыми Частностями
вместо того, чтобы искать ответы на Большие
вопросы мироздания.