Жизнь и эпоха
I
Устранение конкурентов
Д о г о в о р с ж ел езн о д о р о ж н и к ам и
В 1860-е годы, на заре развития нефтяной
промышленности, существовало множество
мелких нефтяных компаний с головным офи-
сом на побережье или в пенсильванской глу-
бинке. Эти компании лихорадочно стреми-
лись захватить в свои руки как можно больше
открытых в Пенсильвании нефтяных полей.
Цены на нефтяном рынке оставались неста-
бильными, и поэтому многие банки отказыва-
лись финансировать нефтедобывающие ком-
пании. Зная об этом, Рокфеллер пытался най-
ти индивидуального инвестора.
Он обратился за помощью к миллионеру
Стивену Харкнессу. Тот согласился финанси-
ровать нефтяную компанию при условии, что
Рокфеллер примет на работу одного из род-
ственников Харкнесса — Генри Флеглера —
и назначит его на пост финансового директо-
ра компании. Рокфеллер уже имел дело с этим
предпринимателем, когда торговал с ним пше-
ницей. Будучи высокого мнения о деловых ка-
чествах Флеглера, он с готовностью принял
условия Харкнесса.
Вскоре стараниями Флеглера доходы компа-
нии значительно выросли, а у Рокфеллера по-
явился надежный помощник, его правая рука.
В 1867 году компания Рокфеллера в очеред-
ной раз сменила имя, получив название «Рок-
феллер, Эндрюс и Флеглер».
Прежде всего, бизнесмены постарались со-
кратить затраты на транспортировку. Пен-
сильвания, расположенная между Кливлен-
дом и крупными городами Восточного по-
бережья, обладала обширными нефтяными
полями, вблизи которых многие компании по-
строили свои нефтеперегонные заводы. Неф-
тепромышленники из Кливленда, к числу ко-
торых относился и Рокфеллер, находились в
худшем положении: им, в отличие от разме-
стившихся в самой Пенсильвании конкурен-
тов, приходилось оплачивать перевозку неф-
ти. В то время через Пенсильванию проходило
три железнодорожные ветки, соединявшие ее
с большими городами — потенциально круп-
ными потребителями. Рокфеллер и его дело-
вые партнеры нашли способ, позволивший им
получить преимущество перед другими неф-
тяными компаниями.
Рокфеллер подписал контракт с «Нью-Йорк
сентрал рейлроуд», по которому нефтяная
компания гарантировала ежедневную пол-
ную загрузку 60 цистерн с нефтью, а взамен
получала почти 30-процентную скидку на пе-
ревозки. Одновременно Рокфеллер приоб-
рел 25 процентов акций трубопроводной
компании, являвшейся дочерней фирмой
«Эри рейлроуд». Это позволило ему получить
скидки пропорционально имеющемуся у не-
го количеству акций как при железнодорож-
ных перевозках, так и при транспортировке
нефти по трубам.
Таким способом кливлендскому предприни-
мателю удалось решить проблемы, вызванные
относительно неудобным географическим по-
Здание «Стандарт ойл», построенное
в
1886
году.
ложением его заводов, и не просто сохранить
ведущее положение на рынке, но и диктовать
цены на нефть. Началась продолжавшаяся не-
сколько лет ожесточенная война между неф-
тяными компаниями, в ходе которой многие
из них разорились.
Флеглер предложил объединить капиталы
держателей акций. С помощью такой мощной
объединенной фирмы он предполагал поло-
жить конец дезорганизованному соперниче-
ству между мелкими компаниями.
-*• Генри Флеглер. Без его
организаторского таланта успех
«Стандарт ойл» был бы невозможен.
Р о ж д ен и е « С т а н д а р т о й л »
В соответствии с идеей Флеглера 10 янва-
ря 1870 года была создана компания «Стан-
дарт ойл». Джон Рокфеллер стал ее прези-
дентом, его брат Уильям Рокфеллер — вице-
президентом, а Флеглер — финансовым и
административным управляющим. Капитал,
которым располагала «Стандарт ойл», превос-
ходил капитал любой другой нефтяной компа-
нии. В год создания и в следую-
щем году прибыли новой ком-
пании возросли — несмотря
на падение цен на керосин.
<
Железные дороги во второй половине
XIX века сыграли роль кровеносной
системы капиталистической экономики.