будет стерт с лица земли и весь мир станет со-
циалистическим». При этом, договариваясь
с советским руководством о передаче Китаю
секрета производства атомной бомбы, Мао
успокаивал Хрущева тем, что выражал готов-
ность начать ядерную войну в одиночку и при-
нять первый удар со стороны США — «пусть
даже значительная часть народа погибнет».
Как ни удивительно, политик, говоривший та-
кие вещи, ядерное оружие от СССР получил.
..
М аоизм на Западе
большой натяжкой. Однако этот многочислен-
ный слой населения страны было очень легко
спровоцировать на бунт.
Коммунисты в этом преуспели, но люмпен-
пролетарии, готовые до основания разрушить
«весь мир насилья», очень смутно представля-
ли себе, что будет «затем». Это касалось, впро-
чем, и их руководителей. В итоге «новый мир»
оказался миром еще более жестокого и крова-
вого насилия.
Утопия — мать насилия
Коммунистические лидеры
и Сталин, и
Мао
имели очень смутные представления
о законах экономики, а потому ставили перед
обществом заведомо невыполнимые планы.
Тем самым все созданные коммунистическими
вождями чрезвычайные ситуации (форсиро-
ванные индустриализация и коллективизация,
«большой террор», «большой скачок» и «куль-
турная революция» и так далее) в конечном
счете являлись плодами их полнейшей профес-
сиональной непригодности как управленцев.
Однако они принципиально не хотели счи-
таться с реальностью. Желая любой ценой
приблизить «светлое будущее», они восприни-
мали подвластных им людей просто как строи-
тельный материал для построения коммуни-
стического завтра. В этом отношении Мао
Цзэдун превзошел своего советского учите-
ля — как масштабами репрессий, так и готов-
ностью придать им всемирный характер. Вы-
ступая в 1957 году на Совещании коммунисти-
ческих и рабочих партий в Москве, он прямо
заявил о желательности новой ядерной вой-
ны: мол, пусть «погибнет половина людей, но
останется другая половина, зато империализм
Люди читают написанные на
стене дацзыбао (рукописные
стенгазеты).
В конце 1960-х годов, когда «культурная ре-
волюция» пошла на спад, маоизм неожиданно
стал популярен среди левых интеллектуалов в
развитых стран Запада.
В 1968 году студенческое движение во
Франции приняло невиданный доселе раз-
мах. Вспыхнувшие в Париже беспорядки и де-
монстрации переросли в общенациональную
забастовку, в ней приняли участие и рабочие.
На студенческих митингах, которые пыталась
разогнать полиция, пестрели плакаты с пор-
третами Мао. Его идеи получили хождение на-
равне с троцкистскими и анархистскими тео-
риями и звучали как антитеза «устаревшему»
марксизму-ленинизму, идеологической базе
обюрократившегося Советского Союза.
Леворадикальные идеи стремительно рас-
пространялись в Западной Германии, Японии
и США, однако капитализм устоял, и в 1970-е
годы маоистское движение выдохлось.
предыдущая страница 21 080. Мао Цзэдун читать онлайн следующая страница 23 080. Мао Цзэдун читать онлайн Домой Выключить/включить текст