Хо Ши Мин
А Девушка народа мяо.
образования во Вьетнаме. Свободное время он
проводил, играя со сверстниками на природе, и
очень любил посидеть с удочкой у пруда.
У чеба
В 1904 году Нгуен Шинь Шака пригласили в
Хюэ занять пост чиновника. Его сыновья по-
шли в школу, открытую французами, и через
два года Нгуен Тат Тхань и его старший брат
поступили в Национальный колледж, лучшее
учебное заведение Вьетнама. В те годы мно-
гие вьетнамцы нелегально уезжали на уче-
бу в Японию. Помощь им оказывало «Обще-
ство обновления Вьетнама», созданное Фан
Бой Тяу. Этот прекрасно образованный и весь-
ма уважаемый в стране человек хорошо знал
семью Нгуен. Организация Фан Бой Тяу ста-
вила своей целью освобождение своей стра-
ны от колонизаторов и считала необходимым
перенимать опыт Японии, сохранившей неза-
висимость от европейских стран. В 1905 го-
ду японцы добились победы в войне с Росси-
ей, что было с восторгом встречено во всей
Азии. Но Нгуен Тат Тхань, уже начавший инте-
ресоваться политикой, не заразился этими на-
строениями. Он считал, что если даже Япония
поможет Вьетнаму сбросить гнет французов,
то лишь затем, чтобы самой встать на их место.
В доказательство он приводил народную по-
говорку: «Нет ничего хуже, выгнав волка через
черный ход, встретить в передней тигра».
Подростком Нгуен увлекся чтением и открыл
для себя многих французских авторов, прежде
всего Жана Жака Руссо. Кроме того, ему запа-
ла в душу история французских революций и,
прежде всего, Парижской коммуны. Именно
революционный лозунг «Свобода, равенство,
* За кулисами
ВЬЕТНАМЦЫ
И
КИТАЙЦЫ
Этнические вьетнамцы (вьеты) со-
ставляют большинство населения Вьет-
нама. Их связывают с Китаем очень не-
простые отношения: с одной стороны,
многое в культуре вьетов сложились
под сильным влиянием Поднебесной,
с другой стороны, они старались обо-
собить «свое» наследие, подчеркнуть
его уникальность. Вьетнамцы называ-
ют Китай «Северной страной», а свою
родину — «Южной». Из всех наций
Юго-Восточной Азии они признают се-
бя наиболее близкими к китайцам по
уровню культуры, а потому считают
своих соседей в некотором роде вар-
варами. На Лаос и Камбоджу вьетнам-
цы привыкли посматривать свысока.
Кроме того, они склонны дискримини-
ровать другие этнические группы, на-
селяющие Вьетнам, а их число, по при-
близительным подсчетам, составляет
около 60.
Одно из самоназваний вьетов —
«кинь»
переводится как «народ вы-
сокой культуры». Этим они противопо-
ставляют себя «мяо», живущим в горах
на севере страны, а также «таям» и «тя-
мам», обосновавшимся вдоль реки Ме-
конг. В отличие от них, «кинь» имели
более развитую городскую культуру.
Во время борьбы за независимость
от Франции кинь выступали с концеп-
цией «Вьетнам — для вьетов», мечтая о
мононациональном государстве. Лишь
в 1940-е годы, когда в понятие «вьет-
намского народа» стараниями Хо Ши
Мина стали включаться многочислен-
ные малые народы страны, те наравне
со вьетами включились в борьбу за не-
зависимость.
братство» зародил в нем желание познако-
миться с французской культурой, для вьетнам-
ца символизировавшей все «европейское».
Весной 1908 года Нгуен, присоединившись к
кампании «За обновление образа жизни и нра-
вов народа», начал заниматься революционной
деятельностью. Одна из демонстраций закон-
чилась столкновением с французскими солда-
тами, и Нгуен хоть и избежал ареста, но был ис-
ключен
ИЗ Национального колледжа. После ЭТО-
-
Рыбаки в городе Фантхьет.
го началась самостоятельная жизнь будущего
революционера. Он сдал экзамены на сельско-
го учителя и в 1910 году уехал в город Фантхьет.
20-летний юноша нашел работу в частной шко-
ле, считавшейся самой прогрессивной во Вьет-
наме. Но даже там он удивлял всех своими но-
ваторскими идеями и методами
например,
ежедневно занимался с детьми утренней гим-
настикой и раз в неделю — легкой атлетикой.
В конце 1910 года Нгуен неожиданно для
всех переехал в Сайгон, крупнейший город
Южного Вьетнама, и поступил в училище, гото-
вившее матросов и квалифицированных пор-
товых рабочих.
► Сайгон в 1910-е годы. При
французах он превратился в
развитый и процветающий город.
70 процентов импорта и экспорта
во французском Индокитае
осуществлялись через Сайгон.
предыдущая страница 6 084. Хо Ши Мин читать онлайн следующая страница 8 084. Хо Ши Мин читать онлайн Домой Выключить/включить текст