Пол Пот
КАМБОДЖА
И
ЕЕ
СОСЕДИ
Многовековое ярмо
К
хмерский народ сегодня составля-
ет большинство населения Камбод-
жи. Расцвет его культуры пришелся на
IX—XV века, когда империя со столицей
в Ангкоре была одной из самых круп-
ных и процветающих в Юго-Восточной
Азии. Ее владения охватывали обшир-
ные территории Индокитая, включая
земли Вьетнама, Таиланда и Малайского
полуострова. Величайшим правителем
Кхмерской империи считается Джайя-
варман VII (1181 —1219).
Упадок Ангкорской империи начался в
XIV веке. С тех пор кхмеры были вынуж-
дены жить, постоянно обороняясь от бо-
лее сильных и агрессивных соседей —
Сиама (современный Таиланд) на запа-
де и Вьетнама на востоке. Зажатая между
ними Камбоджа потеряла земли в дель-
те Меконга: юго-восточная часть стра-
ны отошла Вьетнаму, а города Баттамбанг
и Сием-Рип, расположенные на северо-
востоке, оказались под властью Таилан-
да. От былого величия кхмерской дер-
жавы осталась одна тень. Оказавшись в
1863 году под французским протектора-
том, Камбоджа в течение 90 лет подчи-
няла пришедшим из Европы колониза-
торам.
Культурные различия
По причинам исторического харак-
тера сегодняшнее население Камбод-
жи относится к Вьетнаму и Таиланду не-
дружелюбно. При этом тайцы для кхме-
ров — менее опасные враги, нежели
вьетнамцы.
С севера Лаоса в Южный Вьетнам тя-
нется Аннамитский хребет. Эти горы,
поднимающиеся примерно на две ты-
сячи метров, служат условной границей
разделения «индийской» и «китайской»
зон Индокитая. Если во Вьетнаме рас-
пространены китайская философия кон-
фуцианства и буддизм махаяны, то в Ла-
осе, Таиланде и Камбодже господствует
буддизм хинаяны, а в культуре легко за-
метить влияние Индии.
Помимо религиозной общности, тай-
цы и кхмеры схожи в своих националь-
ных характерах. В отличие от деятель-
ных вьетнамцев, им свойствены созерца-
тельность и некоторая непрактичность.
В период протектората Франция осу-
ществляла управление Камбоджой не
столько напрямую, сколько руками Вьет-
нама. На все ответственные администра-
тивные и финансовые должности она
назначала этнических вьетнамцев. Есте-
ственно, это вызывало у кхмеров не-
приязнь к своим восточным соседям.
Те, в свою очередь, не упускали случая
лишний раз сообщить им, что, по мне-
нию метрополии, камбоджийцы слиш-
ком «тупы», чтобы управлять своей стра-
ной самостоятельно.
«Особое отношение»
Противостояние кхмеров и вьетов ска-
залась и в идеологии Коммунистической
партии Индокитая. С самого начала под-
разумевалось, что революцию в Юго-
Восточной Азии возглавит именно Вьет-
нам и объединит под своей эгидой весь
Индокитай. Это порождало национали-
стические настроения у «братьев мень-
ших», то есть у лаосских и камбоджийских
коммунистов. Не случайно, воссоздавая в
Развалины Ангкор-Вата, ставшего символом
кхмерской культуры. Храм был построен
Сурьяварманом II в XII веке.
1960-х годах Коммунистическую партию
Камбоджи, Пол Пот преследовал старых
членов партии, входивших некогда в ком-
партию Индокитая: он хотел вывести кам-
боджийцев из-под вьетнамского влияния.
На пути к власти Пол Пот умело играл
на антивьетнамских настроениях, распро-
страненных среди кхмеров, но при этом
долгое время пользовался поддержкой
вьетнамской компартии.
«Красные кхмеры» готовятся к нападению на Вьетнам.
ш
предыдущая страница 22 087. Пол Пот читать онлайн следующая страница 24 087. Пол Пот читать онлайн Домой Выключить/включить текст