Платон
Частная жизнь
ФИЛОСОФИЯ И
БОГИ
Современная философия представляет собой по-
пытку нынешнего человека понять себя самого и разо-
браться в идеях, существующих в окружающем его ми-
ре. Религия ныне четко отделяется от философии.
Совсем иначе обстояло дело в античной Греции. Уче-
ния Сократа и Платона включают в себя элементы по-
литеистической древнегреческой религии, что осо-
бенно заметно при обсуждении вопросов морали, эти-
ки и логики. Например, в диалоге «Кратил» Сократ в
разговоре с Кратилом и Гермогеном исследует этимо-
логические истоки имен двенадцати олимпийских бо-
гов. В «Федоне» Сократ обсуждает вопрос о жизни и
смерти после принятия чаши с ядом.
Платон также включает в свою философскую систему
понятие о душе, которую он рассматривает как квинт-
эссенцию личности, определяющую его поведение.
Он выделяет три основных аспекта души — логос, или
разум; тимос, или эмоции, и эрос, или желание. Цель
человека состоит в том, чтобы достичь гармонии меж-
ду его сложной душой и его отношениями с богами.
их вторжении в Аттику это место оставили
нетронутым.
Отсюда пошло название основанной Пла-
тоном школы. Философ построил дом и на-
чал проводить занятия на гимнастической
площадке возле него. Своим философским
принципам Платон обучал избранных афин-
ских юношей, одним из которых был его пле-
мянник Спевсипп. Позднее среди его учени-
ков оказался Аристотель.
Академия была закрытым заведением, в
нее допускались только те, кого Платон счи-
тал способными воспринять его учение. Над
ее воротами красовалась надпись: «Негео-
метр
да не войдет». Посещение лекций
было бесплатным, но существовало четкое
разграничение между младшими и старшими
учениками. Как и о многих других подробно-
стях жизни Платона, мы мало что знаем о про-
грамме и структуре обучения в Академии, но
его диалог «Государство» позволяет предпо-
ложить, что занятия в основном состояли из
«лекций» по математике и философии. Сло-
во «лекция» условно: Платон в вольной фор-
ме беседовал с учениками о том, что в данный
момент было наиболее близко ему самому.
Этапы истории Академии
Руководители Академии, которые прихо-
дили на смену Платону, объясняли ученикам
главным образом учение Платона. Около
266 года до н. э. стали преподаваться и осно-
вы скептицизма
учения, доказывающего
непознаваемость мира. Этот этап в истории
Академии принято называть «Средней Ака-
демией». Он резко отличался от платонов-
ского периода, поскольку Платон пытался
постичь и описать суть вещей, а скептицизм,
при его внешней схожести с платонизмом,
утверждал непознаваемость мира и отрицал
абсолютную истину. Примерно через 110 лет,
около 155 года до н. э., платоновская школа
вступила в этап «Новой, или Третьей Акаде-
мии», хотя в основе преподавания оставался
скептицизм. Через некоторое время там по-
явилась группа учителей, развивавших идеи
египетского философа-неоплатоника Плоти-
на. Неоплатоники объявили свое учение не-
искаженной версией идей Платона. В 529 го-
ду римский император Юстиниан I навсегда
закрыл Академию, поскольку государствен-
ной религией в Римской империи к тому
времени стало христианство. Христиане не
желали мириться с инакомыслием и суще-
ствование философов-язычников восприни-
мали как угрозу своей вере.
Закрытие Академии подвело черту под исто-
рией просуществовавшего более 900 лет уни-
кального учебного заведения.
▼ Созвездие Скорпиона на
ночном небе. В своих лекциях
Платон часто затрагивал темы,
связанные с астрономией.
▼ Современные Сиракузы.
РЯВГ
.
І
предыдущая страница 10 095. Платон читать онлайн следующая страница 12 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст