Платон
«Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями,
восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях»
стилистику философских исследований той эпохи.
< Пифагор,
по мнению
которого в основе
мироустройства
Афинский оратор
Демосфен, в IV веке
до н. э. стремившийся
отстоять независимость
родного города от
македонян.
ниям его недругов, списал оттуда свои знаменитый диа-
лог «Тимей».
Как бы то ни было, наставник Платона Сократ своим по-
ведением и своей философией нарушал сложившуюся к
тому времени традицию: созданное им сообщество, на-
рушая общепринятые нормы морали, вместе с тем раз-
рушало наработанные прежней философией
прежде
всего, софистами
правила формального умствования.
Сократ стремился доискиваться до истоков, находящих-
ся вне пределов непосредственно видимого и умопости-
гаемого. Не случайно, что исходной посылкой всех своих
рассуждений он принимал знаменитую формулу «я знаю
лишь то, что ничего не знаю». Это означало, что человек
должен постоянно побуждать себя к поискам истины, а
не довольствоваться тем, что кажется очевидным.
Устное становится письменным
Во времена Сократа сам термин «философия» пони-
мался не так, как ныне: это было именно любомудрие.
Поэтому созданные ранними философами учения ни-
когда не существовали в письменном виде. До Сократа и в его вр емя
все философские дискуссии велись устно и до нас не дошли. Высказы-
вания тех или иных мудрецов фиксировали в основном задним чис-
лом их ученики, а потому пересказы ранних философских учений со-
хранились в работах философов и историков, живших в лучшем слу$
чае десятилетия спустя после смерти авторов «цитат». Это полностью
применимо и к Сократу, и к тем философам, которые были его пред-
шественниками. Платон оказался чуть ли не первым философом, на-
чавшим записывать свои философские дискуссии в форме диалогов.
Эту форму Платон избрал потому, что она абсолютно точно отражает
Систем а философии
Следующий и решающий шаг в превращении философии в форму
научного знания сделал ученик Платона Аристотель. Во-первых, он
разработал свою метафизическую теорию, согласно которой для то-
го, чтобы установить истину, необходимо выявить соотношение меж-
ду идеальным общим и материальным частным, имеющим сложную
структуру. Не довольствуясь статичным платоновским миром идей,
предыдущая страница 20 095. Платон читать онлайн следующая страница 22 095. Платон читать онлайн Домой Выключить/включить текст